Восточные славяне: источники и гипотезы
Анты и венеды
В 1824 г. В. Суровецкий выразил мысль о том, что первое упоминание о славянах содержится в “Естественной истории" Гая Плиния Секунда Старшего (I в. н.э.). В тексте говорится о племени венедов, обитающем рядом с сарматами, скирами и хиррами. Точка зрения Суровецкого вскоре стала популярной среди славистов, с ним согласились ученые П. Шафарик и Л. Нидерле. Никакой аргументации, кроме фонетической близости названий славян в финских и германских языках, Суровецкий не предложил. Видимо, А. Шахматов, чуть ли не единственный усомнившийся в этом, был прав. Никаких оснований для отождествления славян и венедов “Естественная история” не дает. По мнению Ф.В. Шелова-Коведяева, венеды упомянуты Плинием в контексте архаичных, полусказочных представлений. Скорее всего, этноним "венеды" обозначал у разных авторов в разное время разные народы. В качестве аргумента можно привести следующий пример: в сведениях Птолемея упоминается о миграциях венедов на север (в юго-восточную Прибалтику), тем не менее известно, что ранние миграции славян связаны с южным направлением.
Г. Хабургаев, специалист в области глоттогенеза, пишет о том, что "если признавать реальность всех трех наименований славянских групп - западной (“венеты”), южной (“склавены”) и восточной (“анты”), встречающихся в позднеантичных сочинениях, то необходимо учитывать, что они могут быть связаны лишь с отдельными славянскими группировками этого времени и попали на страницы сочинений в силу определенных исторических условий".
В завершение следует вспомнить любопытный факт, игнорируемый специалистами, склонными отождествлять антов с восточными славянами. На рубеже VI-VII вв. анты вступили в союз с Римской империей и подняли восстание против аваров. Аварский каганат направил войско для уничтожения антов. С того времени любые упоминания антов исчезают со страниц источников. Создается впечатление, что аварский поход оказался успешным.
[Глоттогенез - происхождение языка и его развития (от греч. glotta - язык + genesis - происхождение).]
Первые известия о славянах
По мнению ряда исследователей, авары, вступившие в VI в. на земли, которые в V-VI вв. уже были колонизированы славянами, стали той силой, которая вывела славян на историческую арену. С середины VI в. славяне попадают в поле зрения западноевропейских и арабоязычных авторов.
Первые сообщения о славянах как о самостоятельной этнической группе содержит труд готского историка Иордана (VI в.). Согласно ему, к племенам венетов, названия которых менялись “в зависимости от различных родов и мест обитания”, относились народы, которых он именовал славянами и антами.
Вместе с аварами славяне прошли по Балканскому полуострову. После падения в 795-796 гг. аварского каганата под ударами франков во главе с Карлом, славяне стали самостоятельным этносом, осознавшим свое положение в мире.
Показатель самосознания славян как этнического целого - классический общеславянский язык, на основе которого сложился литературный старославянский язык, что связано с созданием в 60-х годах IX в. Кириллом и Мефодием славянской письменности. Вслед за переводом Священного Писания появились первые собственно славянские произведения, на чем, по мнению слависта Менгеса, закончилась предыстория славян.
На рубеже IX-X вв. территория, населенная славянами, делится на три диалектных ареала. Позднеобщеславянский период завершается. В отличие от западных и южных славян, осваивавших новые земли, восточная группа осталась на освоенных прежде территориях.
Восточные славяне
Согласно одной из точек зрения, до XIII в. язык восточных славян был единым, не разделенным на диалекты, которые возникли в эпоху раздробленности русских земель. Существует и иное мнение. Так, Д. Зеленин утверждал, что существовали 4 восточнославянских народа: украинцы, белорусы, севернорусские ("окающий" диалект) и южнорусские (акающий _). Исторические корни этого он видел в распаде восточных славян в VII-VIII вв. на три “племени”:
1. вятичей (области по северному течению Дона; впоследствии вятичам принадлежала Тьмутаракань) - восточная группа,
2. словен (оз. Ильмень), кривичей (впоследствии - земли Смоленска, Витебска, Пскова), полочан (Зап. Двина) - "северные русские",
3. полян (на Днепре), древлян (Полесье), дулебов (на Буге), уличей и тиверцев (Днестр), северян (на Десне, Сейме, Суле) и дреговичей (между Припятью и Двиной) - "южные русские".
Выводы о неоднородности восточных славян подтверждает и исследование А. Зализняком языка берестяных грамот, в результате которого было установлено существование древнего новгородо-псковский диалекта, который в XI-XII вв. отличался от южнорусского двумя десятками признаков.
Подобные наблюдения подкрепляются данными антропологии: в антропологическом строении восточных славян раннего периода выделяют 4 типа:
- мезокранный широколицый тип (юго-западные земли),
- второй тип, характеризующийся средним или узким лицом (левобережье Днепра и бессейн верхней Оки),
- долихокранный широколицый (верхнее Поднепровье и бассейн Зап. Двины),
- четвертый тип, характеризующийся низким или низко-средним, сравнительно узким лбом (Северо-Зап. Русь).
Т. о., можно сказать, что Северу и Югу были присущи различавшиеся между собой традиции. Древнерусское государство возникло в результате объединения в IX-X вв. двух систем славянства.