Первые известия
Самые ранние сведения об образовании государства у восточных славян относятся к 862 г. В "Повести временных лет" говорится, что племена словен, чуди, мери, веси и кривичей изгнали варягов со своих земель, после чего между племенами началась междоусобица, и они "пригласили" варягов "княжить и владеть" ими. Рюрик стал править в Киеве, Синеус - на Белоозере, Трувор - в Ладоге (в Изборьсте). Существует похожая на эту историю история о зарождении гос-го института у бриттов, пригласивших саксов на правление; она изложена в сочинениях "Деяния" Видукинда Корвейского, что любопытно, ведь ни автор "Повести временных лет", ни Корвейский, живший раньше первого, не могли знать друг о друге. Скорее всего, в основе обоих рассказов лежит текст третьего стиха 111 псалма. Г. Барац предложил иную параллель: в основе статьи 862 г. лежит текст I Книги Царств, рассказывающий о том, как пророк Самуил доверил сыновьям власть над израильтянами. Вывод Бараца - история о призвании варягов исторически недостоверна и не отражает эпоса самих славян, а лишь соотносится с чертами "периода судей" еврейской истории. В. Петрухин не согласился с такой интерпретацией, говоря, что влияние библейских мотивов на культуру, изолированную от культур средиземноморско-европейского круга, вторично.
Как бы то ни было, летописец стремился не описать конкретное событие, а передать смысл легендарного призвания Рюрика с братьями. Что такое государство, он, как и его потенциальные читатели, себе не представлял. Призвание варягов для него было связано с первыми шагами к обретению правды - истинной веры, и под правдой в древнерусских текстах понималось то, что мы называем верой. (Фразеологические параллели с этим можно найти в "Житии Мефодия" и "Житии Кирилла".)