Дань и полюдье
Как пишет Л. Леви-Брюль, в архаичных обществах в случае ведения войны противники практически никогда не захватывали территорий друг друга. В представлениях людей земля, на которой проживает какая-либо группа, была связана с этой группой мистически: "мистическое отношение связывает живых и мертвых членов группы с тайными силами всякого рода, населяющими территорию, с силами, которые не стерпели бы присутствия на ней другой группы... ...Зачем завоевывать землю, ежели там неминуемо предстоит столкнуться с внушающей страх враждебностью духов всякого рода, являющихся хозяевами этой территории, которые стали бы мстить за побежденных". Т.о., войны велись только ради обогащения и захвата рабов.
По мнению Фроянова, другая причина ведения войн - сакральный момент, ведение ритуалов и обрядов при подготовке военных действий и во время их.
...На первых порах дружина представляла собой нечто вроде разбойничьей шайки, несшей в себе, по словам Н. Костомарова, зародыш государственности.
...Новосельцев считает, что в IX в. "полюдье носило... стихийный характер, мало отличный от набегов с целью взимания добычи. Истоки полюдья, очевидно, восходят к таким набегам". Действия князя и его вооруженного отряда сопоставимы с действиями группы рэкетиров, это сходство закреплено даже в лексике: "и несоша козари [дань] ко князю своему и къ старейшиным своим, и реша ми: "Се, налезохом дань нову" (рассказ о хазарской дани, выплаченной полянами).
Взимание платежей с подвластных территорий существовало в формах дани и полюдья. Некоторые историки (Горский) отождествляют эти понятия как одно то же явление. Иной т.з., разделяющей дань и полюдье как 2 разные формы получения средств, придерживается Фроянов: дань, как считает он, собиралась с "несвободных" людей, в частности, со смердов, полюдье же (вместе с кормлениями, вирами и продажами) платили "люди", т.е. свободные общинники.
Дань одновременно заключала в себе религиозную и потребительскую ценность.
Характер данничества заключается в следующем. Предположим, народ, обращающий другой в зависимость, так отличен от него по образу жизни, что не может слиться с обращаемым в зависимость. Не желая расселиться по его земле, дабы лучше сохранить свои бытовые особенности, обращает его в рабство коллективное, оставляя при этом его внутреннюю жизнь более или менее свободной от своего влияния.
Полюдье имеет иной характер: по словам Фроянова, оно - вознаграждение князю от свободных людей за исполнение им общественных функций. Он же пишет, что пополнение княжеской казны не единственная и даже не главная функция полюдья. Основная же его функция - религиозно-коммуникативная - в начале XII в. была вытеснена более "призеленными" аспектами жизни: экономическим, социальным, политическим. Кроме того, "важно подчеркнуть, что основой полюдья являлись дары - добровольные приношения. Полюдье развивалось вне рентных отношений..."
Дань выплачивалась в виде денежных средств: белей или щеляг - серебряных монет, слитков серебра - гривен - и меха пушных зверей: черных кун и белок.
Как пишет Греков, полученные средства распределялись следующим образом: одна треть доходов шла на нужды князя и содержание его двора, 2/3 - на государственные потребности. Например, княгиня Ольга брала 1/3 дани с древлян на свой двор, сосредоточенный в Вышгороде, 2/3 шло на Киев.
Важно то,что ни дань, ни полюдье не затрагивали экономической сферы. Князь и дружинники не только не вмешивались в процесс производства, но и прикладывали все силы, чтобы как-то не затронуть его своими действиями. Пример: Святополк, отказ пойти в поход против половцев, XII в.
Полюдье - первый шаг в присвоении князьями верховной власти на землю. С ростом феодального землевладения часть земли (сначала в виде права сбора полюдья) князья начали передавать за службу феодалам-дружинникам. Первые ясные упоминания о владении князьями землей относятся к рубежу XI-XII вв. По мере развития наследственных земельных владений дружинников-бояр (вотчин) становилось возможным передавать отдельные наделы другим феодалам (профессиональным воинам), не имевшим своей земли, но эти участки давались им на срок службы верховному собственнику земли. Так, рядом с наследственными землевладельцами появляются условные держатели земли. Этот процесс, начавшийся в XII в., в третьем десятилетии следующего столетия был прерван монгольским нашествием.