Древняя Русь: общая х-ка
Организационное оформление Древней Руси завершилось захватом Киева Олегом (882 г.). Несмотря на фольклорность летописного рассказа об убийстве Алкольда и Дира на берегу Днепра, он имеет основания быть правдой. В хазарском документе X в., т.н. Кембриджском документе (тексте Шехтера), упоминается о "царе русов" Хельгу, обманом захватившем город Самкарая - Киев.
Т.о., Олег объединил северную (Верхнюю) и южную (Низовскую) Русь в единое государство со столицей в Киеве, позднее присоединив к нему территории древлян, северян и радимичей. На первых порах существования государства не было и речи о единых экономическом и правовом пространствах: слишком много различий было в культуре, антропологическом типе и этнической принадлежности населения киевских и новгородских земель. Земли восточных славян соединяло одно - торговые пути между Востоком и Западом, проходившие по данным территориям.
Петрухин пишет: "В IX в. основным международным торговым маршрутом Вост. Европы был путь к Черному морю по Дону. С рубежа VIII и IX веков и до XI века по нему из стран Арабского Халифата в Вост. Европу, Скандинавию и страны Балтики непрерывным потоком движутся тысячи серебряных монет - дирхемов. Они оседают в кладах на поселениях, где велась торговля и жили купцы - на Оке, в верховьях Волги, по Волхову вплоть до Ладоги (у Нестора - "озеро Нево"), но их нет на Днепре. Самое большое торгово-ремесленное поселение на этом пути, существовавшее уже с середины VIII века, - Ладога.
Нестор знал, что путь на Восток, на Каспий и в Хорезм (Хвалисы) шел по Волге, параллельно Днепровскому пути. Восточный географ Ибн Хордадбех (IX в.) описал маршруты купцов-русов, которые везли меха и мечи к Румийскому (Средиземному) морю, и там с них брал десятину властитель Рума (Константинополя). Другой маршрут проходил по "реке славян", которую многие исследователи считают Доном; оттуда купцы шли к Хамлиджу - столице Хазарии (одно из названий Итиля), где платили десятину правителю хазар. Потом они направлялись на Каспий и далее - караванным путем до Багдада".
Возможно, описанный Ибн Хордадбехом торговый путь к Румийскому морю - первое упоминание Пути из варяг в греки, считает Петрухин.
В X в. основной торговой магистралью стал Днепр, маршрут по которому принято называть Путем из варяг в греки. Он "использовался для создания сети погостов и становищ, новых городов и крепостей" (А. Кирпичников, И. Дубов и Г. Лебедев).
Полностью он описан в недатированной части "Повести временных лет": "...бе путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, и по Ловоти внити в Ылмерь озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и вътечеть в озеро великое Нево, и того озера виидеть устье в море Варяжьское. И по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода прити к Понт море, в не же втечеть Днепр река. Днепр бо потече из Оковьскаго леса, и потечеть на полъдне, а Двина ис того же леса потечет, а идеть на полунощье и внидеть в море Варяжьское".
После ряда походов Олег взял под свою власть территории племен, населявших бассейны рек, которые составляли Путь из варяг в греки: "И бе обладая Олег поляны, и деревляны, и северяны, и радимичи, а съ уличи и теверци имяше рать". Рыбаков подчеркивает важность момента перехода "из первобытности в феодализм" - появления полюдья - "института прямого принуждения, полувойны-полуобъезда подчиненного населения".
...Древней Русью принято называть "суперсоюз", "союз союзов" восточнославянских и финно-угорских племен, населявших лесную и лесостепную зоны Вост. Европы. Вхождение в такой суперсоюз означало начало выплаты дани киевскому князю.
Огромную роль в формировании государства сыграли речные торговые пути, т.к. Русь не владела "римским наследием" - мощеными дорогами. Н. Воронин пишет: "летние дороги были трудно проходимы в силу залешения, размывов и заболачиваний. Однако при всех трудностях... условия жизни державы ставили на очередь вопрос об организации сухопутных дорог в отдаленные области подданных земель. "Русская Правда" указывает на существование больших торговых дорог - "великих гостиниц"... Обычай вятичей ставить сосуды с пеплом усопших "на столпех на путех" может указывать на наличие сухопутных дорог. Но эти данные не устраняют того факта, что... путь прокладывался каждый раз вновь".
Важный фактор, способствовавший сплочению населения Др. Руси - внешняя опасность, жизнь под страхом набегов викингов (с севера) и кочевников (с юга). Хазарский каганат претендовал на контроль за южной частью Пути из варяг в греки. Восточные земли граничили с вассальной Хазарии Волжской Булгарией. С помощью кочевников южных степей на земли Др. Руси пыталась оказывать давление Византия. Внешняя опасность наряду с необходимостью контроля над водными торговыми путями была консолидирующей силой, заставлявшей племена создавать военно-административные объединения.
Землями управляли мужи или великие князья (возможно, это одно и то же), "сидевшие" в городах "под рукой" киевского князя".
Ко времени правления Олега относятся сведения о "Законе Русском" - первым, не дошедшим до нас памятником восточнославянского права. Возможно, речь в нем шла о нормах, регулировавших отношения внутри дружины.
Чтобы добиться подчинения, князь использовал дружину - основную силовую структуру, однако люди подчинялись ей не столько по принуждению, сколько добровольно, признавая право князя подчинять их себе. Действия князя и дружины (в частности по сбору дани/полюдья) признавались легитимными, что обеспечивало возможность князю с небольшой дружиной управлять огромным государством.
С местью Ольги древлянам за смерть мужа и установлением ею уроков и погостов связано важное событие: Ольга впервые осуществила одну из важнейших политических функций государства: право издавать законы.
Первым дошедшим до нас памятником письменного права является "Краткая Русская Правда" (20-70-е гг. XI в.) - кодекс норм права, регламентировавших социальные отношения между дружинниками, дружинниками и служебной организацией, князем и слугами и князем и свободными крестьянами. Основой такого законодательства выступали как переработанные традиционные нормы права, так и новые нормы, заимствованные, скорее всего, из Священного Писания. Остальное население продолжало руководствоваться нигде не записанными нормами обычного права.
Новым явлением в политической жизни стало разделение территории государства на "сферы влияния" между сыновьями киевского князя. В 970 г., отправляясь в поход на Балканы, Святослав Игоревич "посадил" на княжение в города своих сыновей: Ярополка - в Киев, Владимира - в Новгород, Олега - на землю древлян. С этого времени формируется прообраз государственного аппарата на местах, контроль над которым продолжает оставаться в руках киевского князя. Окончательно такой тип управления сложился во времена правления князя Владимира Святославича (980-1015 гг.). Святослав вынужден был разделить всю Русскую землю, включая Киев, между своими сыновьями. Владимир же оставил за собой киевский престол, а своих старших сыновей посадил в крупные города, бывшие когда-то центрами племен. Тем самым он положил конец существованию "союза племенных княжений", на месте которого возникло единое государство, а различные регионы управлялись наместниками киевского князя.
По мнению Горского, дружины союзов племенных княжеств частично влились в дружины "наместников". Наследственное право власти сохранялось, при этом одновременно при определении порядка наследования постепенно закреплялась "лестничная" система передачи власти, которая заключается в преимущественном праве на власть старшинства.
Ярослав Владимирович формально закрепил политический приоритет киевского князя, запретив сыновьям переступать границы владений друг друга.
К концу XI в. наблюдается ослабление власти киевских князей и усиление вечевой власти Киева. Вече могло изгнать прежнего князя (как произошло с Изяславом в 1068 г. из-за поражения в битве с половцами) и пригласить на престол другого (в случае Изяслава это был Всеслав Полоцкий). Через полгода, после бегства Всеслава в Полоцк, киевское вече вновь попросило Изяслава вернуться на престол.
С 1072 г. прошло несколько княжеских "снемов" (съездов), на которых Ярославичи пытались договориться о принципах разделения власти и совместных действиях в борьбе с общими противниками. В 1074 г. между братьями развернулась ожесточенная борьба за киевский престол. Старшинство перестало играть решающую роль в определении права на власть. Смена правителей в столице влекла за собой перемены власти на периферии: каждый новый киевский князь направлял сыновей наместниками в другие города, прежде всего в Новгород. В политической борьбе использовались отряды половцев. Усобицы ухудшили внутри- и внешнеполитическое положение русских земель, что заставило князей снова заняться поисками компромисса. В 1097 г. в Любече состоялся съезд, на котором внуки Ярослава Святополк Изяславич, Владимир Всеволодович, Давыд Игоревич, Василько Ростисллавич и Давыд и Олег Святославичи установили новый принцип взаимоотношений между правителями русских земель: "Кождо да держить отчину свою".
С этого времени отчина - земля, в которой княжил отец, - стала передаваться по наследству. На смену "лестничной" системе передачи престолов пришло династическое правление. Русские земли были распределены между отдельными ветвями потомков Ярославичей. Гарантом соблюдения новых норм отношений теперь выступал не киевский князь, а все князья.
Ярославичи "уставили" Правду Ярослава законом всей русской земли, дополнив ее рядом норм, в частности запретив кровную месть и заменив ее денежным штрафом.
Хотя ни Любечский, ни следующий съезды (1100,1103, 1110 гг.) не смогли предотвратить междоусобиц, значение его огромно: были заложены юридические основы существования суверенных государств на территории бывшей единой Киевской Руси. Древнерусское государство осталось в прошлом. Окончательный распад его связывают с событиями, последовавшими за смертью старшего сына Владимира Мономаха Мстислава (1132 г.).