A fleeting glimpse.
Русская земля
Сегодня редко кто сомневается, можно ли Киевскую Русь называть государством, при том, что к ней не применимы понятия территориальной целостности, единого экономического, культурного и политического пространства, четких границ и политических функций.
В этническом плане население ее нельзя представить в виде единой народности: жители четко делились на несколько этнических групп и различались системами метрологии и словообразования, диалектными особенностями речи и излюбленными видами украшений, традициями и обрядами.
Летописцы XI-XIII вв. относили к Русской земле: Киев, Чернигов, Переяславль, Городец Остерский, Вышгород, Белгород, Торческ, Треполь, Корсунь, Богуславль, Канев, Божский, Межибожье, Котельницу, Шумеск, Тихомль, Выгошев, Гнойницу, Мичск, бассейн Тетерева, Здвижень. Основная часть Русской земли лежала на запад от Днепра. В целом Др. Русь простиралась в широтном, а не меридианном направлении. При этом в состав Русской земли не входили Новгород Великий с относящимися к нему городами, княжества Полоцкое, Смоленское, Суздальское (Владимирское), Рязанское, Муромское, Галицкое, Владимиро-Волынкое, Овруч, Неринска, Берладь. (А. Насонов, Б. Рыбаков, В. Кучкин)
По мнению большинства исследователей, достаточно точные географические данные о территории русской народности содержатся в "Слове о погибели Русской земли".
Наиболее систематичным источником сведений о границах Русской земли считают "Список русских городов дальних и ближних" (1375-1381 гг.), в который, правда, попали не только русские, но и болгарские, валашские, польские и литовские города. Данилевский объясняет это тем, что самой сильной (а для средневекового книжника - наиболее важной) чертой, которая помимо общего происхождения, роднила народы и земли, было единое вероисповедание их населения. Если именно этот признак составители "Списка городов..." рассматривали в качестве главного при отнесении каких-либо территорий к категории русских, значит, под термином "русский" они имели в виду этно-конфессиональную общность.
Как известно, захватив Киев, Олег заявил: "Се буди мати городом русьским". По мнению Д. Лихачева, "слова Олега имеют точный смысл: он объявляет Киев столицей Руси (ср. аналогичный термин в греческом: mptropoliz - мать городов, метрополия, столица). Именно с объявлением Киева столицей... и связана последующая фраза: "И беша у него варязи и словени и прочи (в Новгородской первой летописи - “и оттоле”, т.е. с момента объявления Киева столицей) прозвашася русью".
Данный рассказ имеет и эсхатологическую окраску: Киев здесь отождествляется с Новым Иерусалимом. Он не просто называется столицей Руси, а центром православного, богоспасаемого мира. Недаром в тексте "Голубиной книги", восходящей к домонгольскому периоду времени, об Иерусалиме - прообразе Киева - говорится: "тут у нас среда земли". С последним утверждением ассоциируется желание князя Святослава Игоревича столицу Руси в Переяславец: "яко то есть середа земли моей". Свое желание Святослав объясняет следующим: "Тут благая сходятся: отъ Грек злато, поволоки, вина и овощеве разноличныя, из Чех же, из Угорь сребро и комони, из Руси же скора и воск, мед и челядь", - слова, которые можно соотнести с пророчеством Иезекииля: "Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их... и не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и я буду их Богом".
Прилагательные "руский" и "русьский", встречающиеся в письменных источниках, различаются по семантике: первое - этноним, восходящий к понятию Русской земли в узком смысле этого слова; второе - этно-конфессионизм неясного происхождения, который мог включать множество центрально - и даже западноевропейских этносов и земель. Что касается орфографических различий этих слов, то, к примеру, в тексте Радзивиловской летописи из 82 упоминаний в нем 51 раз присутствует Руская земля (которую можно, в частности, осквернить кровью человеческих жертв, обратить в покаяние, просветить крещением; на нее приходят печенеги и половцы и т.п.) и 4 раза - Русьская земля, которая может начать "прозыватися", которой можно сотворить добро.
В 24 случаях Радзивиловский и Московско-Академический списки дают расходящиеся написания "Руская/Русьская земля". В 8 случаях такие разночтения отмечаются в Радзивиловской летописи и Летописце Переяславля Суздальского. Вариативные написания встречаются во фразах, смысл которых не позволяет однозначно определить, идет ли в них речь о географической "земле" или о конфессиональном понятии.
...В 30-ых гг. XI в. оформилась "базовая" государственная идея: Киев - Новый Иерусалим, окружающие его христианские земли - богоизбранные земли (пример - название "Начального летописного свода": "Временьник, иже нарицаеться Летописание Русьскых кънязь и земля Русьскыя, и како избьра Бог страну нашю на последьнее время"). Видимо, именно она нашла воплощение в наименовании всех православных земель "Русьской землей". Богоизбранность "Русьской земли" была неразрывно связана с представлением о приближающемся Страшном Суде. Эта тема является доминирующей в русском летописании.
Сегодня редко кто сомневается, можно ли Киевскую Русь называть государством, при том, что к ней не применимы понятия территориальной целостности, единого экономического, культурного и политического пространства, четких границ и политических функций.
В этническом плане население ее нельзя представить в виде единой народности: жители четко делились на несколько этнических групп и различались системами метрологии и словообразования, диалектными особенностями речи и излюбленными видами украшений, традициями и обрядами.
Летописцы XI-XIII вв. относили к Русской земле: Киев, Чернигов, Переяславль, Городец Остерский, Вышгород, Белгород, Торческ, Треполь, Корсунь, Богуславль, Канев, Божский, Межибожье, Котельницу, Шумеск, Тихомль, Выгошев, Гнойницу, Мичск, бассейн Тетерева, Здвижень. Основная часть Русской земли лежала на запад от Днепра. В целом Др. Русь простиралась в широтном, а не меридианном направлении. При этом в состав Русской земли не входили Новгород Великий с относящимися к нему городами, княжества Полоцкое, Смоленское, Суздальское (Владимирское), Рязанское, Муромское, Галицкое, Владимиро-Волынкое, Овруч, Неринска, Берладь. (А. Насонов, Б. Рыбаков, В. Кучкин)
По мнению большинства исследователей, достаточно точные географические данные о территории русской народности содержатся в "Слове о погибели Русской земли".
Наиболее систематичным источником сведений о границах Русской земли считают "Список русских городов дальних и ближних" (1375-1381 гг.), в который, правда, попали не только русские, но и болгарские, валашские, польские и литовские города. Данилевский объясняет это тем, что самой сильной (а для средневекового книжника - наиболее важной) чертой, которая помимо общего происхождения, роднила народы и земли, было единое вероисповедание их населения. Если именно этот признак составители "Списка городов..." рассматривали в качестве главного при отнесении каких-либо территорий к категории русских, значит, под термином "русский" они имели в виду этно-конфессиональную общность.
Как известно, захватив Киев, Олег заявил: "Се буди мати городом русьским". По мнению Д. Лихачева, "слова Олега имеют точный смысл: он объявляет Киев столицей Руси (ср. аналогичный термин в греческом: mptropoliz - мать городов, метрополия, столица). Именно с объявлением Киева столицей... и связана последующая фраза: "И беша у него варязи и словени и прочи (в Новгородской первой летописи - “и оттоле”, т.е. с момента объявления Киева столицей) прозвашася русью".
Данный рассказ имеет и эсхатологическую окраску: Киев здесь отождествляется с Новым Иерусалимом. Он не просто называется столицей Руси, а центром православного, богоспасаемого мира. Недаром в тексте "Голубиной книги", восходящей к домонгольскому периоду времени, об Иерусалиме - прообразе Киева - говорится: "тут у нас среда земли". С последним утверждением ассоциируется желание князя Святослава Игоревича столицу Руси в Переяславец: "яко то есть середа земли моей". Свое желание Святослав объясняет следующим: "Тут благая сходятся: отъ Грек злато, поволоки, вина и овощеве разноличныя, из Чех же, из Угорь сребро и комони, из Руси же скора и воск, мед и челядь", - слова, которые можно соотнести с пророчеством Иезекииля: "Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их... и не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и я буду их Богом".
Прилагательные "руский" и "русьский", встречающиеся в письменных источниках, различаются по семантике: первое - этноним, восходящий к понятию Русской земли в узком смысле этого слова; второе - этно-конфессионизм неясного происхождения, который мог включать множество центрально - и даже западноевропейских этносов и земель. Что касается орфографических различий этих слов, то, к примеру, в тексте Радзивиловской летописи из 82 упоминаний в нем 51 раз присутствует Руская земля (которую можно, в частности, осквернить кровью человеческих жертв, обратить в покаяние, просветить крещением; на нее приходят печенеги и половцы и т.п.) и 4 раза - Русьская земля, которая может начать "прозыватися", которой можно сотворить добро.
В 24 случаях Радзивиловский и Московско-Академический списки дают расходящиеся написания "Руская/Русьская земля". В 8 случаях такие разночтения отмечаются в Радзивиловской летописи и Летописце Переяславля Суздальского. Вариативные написания встречаются во фразах, смысл которых не позволяет однозначно определить, идет ли в них речь о географической "земле" или о конфессиональном понятии.
...В 30-ых гг. XI в. оформилась "базовая" государственная идея: Киев - Новый Иерусалим, окружающие его христианские земли - богоизбранные земли (пример - название "Начального летописного свода": "Временьник, иже нарицаеться Летописание Русьскых кънязь и земля Русьскыя, и како избьра Бог страну нашю на последьнее время"). Видимо, именно она нашла воплощение в наименовании всех православных земель "Русьской землей". Богоизбранность "Русьской земли" была неразрывно связана с представлением о приближающемся Страшном Суде. Эта тема является доминирующей в русском летописании.