"Человек дождя"Главный герой фильма Рэйнолд страдает аутизмом II группы, т.е. имеет нарушения на уровне аффективных стереотипов аффективной сферы. Рей «застревает» на одной и той же программе поведения (например, когда он взволнован, он повторяет вслух одну и ту же фразу: «Кто на первой базе? Кто на второй, я знаю, а кто на первой?»). Главное для него – четкий, установленный распорядок жизни плюс неизменное окружение вещей вокруг него. В речи главного героя обилие штампов и повторов слов и предложений. Кроме того, Рэй не терпит внезапных, резких прикосновений других людей к себе и становится от них аутоагрессивным.
читать дальшеОтношение Чарли, брата Рэя, к его отклонению первого, как и к нему самому, меняется на протяжении фильма. Чарли то раздражен (когда, например, Рэй говорит, что не будет есть оладьи, если кленовый сироп принесут слишком поздно, или когда не соглашается ни лететь самолетом, ни ехать на машине по скоростной магистрали), то «восхищен» его отклонением (в эпизоде, когда Рэй назвал точное количество рассыпавшихся по полу зубочисток), то злится и кричит, обвиняя Рэя в том, что он только притворяется аутистом, а на самом деле здоров и все понимает. К самому Рэю Чарли поначалу испытывает негативные чувства – в основном, по той причине, что тому досталась большая часть наследства: Чарли чувствует себя обделенным, к Рэю относится с неприятием, агрессивно обращается с ним и так же агрессивно разговаривает: называет то «дефективным», то «идиотом». Рэй раздражает его своей неспособностью выполнять действия, которые здоровым людям кажутся заурядными, и своей зацикленностью на стремлении жить по распорядку. Ближе к концу, когда Чарли видит на фотографии, снятой покойным отцом, себя и Рэя и узнает историю того, почему тот был отправлен в лечебницу, он осознает, насколько был неправ, привязывается к Рэю. Меняясь внутренне, Чарли в корне меняет и отношение к брату.
Помимо отношения Чарли нам показано и отношение его девушки к Рэю. Она жалеет его и отношение к нему Чарли считает бесчеловечным. Ближе к финалу она даже пытается дать Рэю почувствовать то, чего он никогда не испытывал – в сцене в лифте, где они танцуют, а потом она целует его.
Я бы еще хотела отметить официантку в кафе, которая, как мне показалась, почувствовала страх, который в ней вызвал Рэй тем, что, будучи незнакомым с ней, назвал номер ее телефона. Таким образом, может быть, создатели фильма хотели показать, что люди, подобные Рэю, могут совершенно неосознанно пугать окружающих.
Рэйнолд не осознает своего нарушения; ему известно, что такое аутизм, но на себя это понятие он «не примеряет». Он также не осознает и некоторые вещи касательно других людей: например, медбрат, который ухаживал за ним в заведении, из которого его забрал Чарли, говорит, что, если бы он перестал видеться с Рэем, тот бы не вспомнил о нем и не пожалел о его отсутствии. Другой пример – слова девушки Чарли, когда она говорит, что девушка из казино, отменившая свидание с Рэем, потеряла замечательного партнера по танцам. Он соглашается с ней, хотя, кажется, не осознает сказанного ею в полной мере.
Я считаю, что создатели данного фильма хотели донести до аудитории мысль о том, что человеку надо примириться с тем, что есть, не брать на себя слишком много и не пытаться исправить несправедливость, когда им кажется, что их обманули или обделили в чем-то. Этот фильм предостерегает зрителя от мыслей вроде «Почему тому-то досталось то, что должно было достаться мне?» - ведь именно так думает Чарли, когда узнает о 3 миллионах долларов, оставленных Рэйнолду их отцом. «Человек дождя» учит не брать на себя функцию судьи, как делал Чарли, когда говорил, что брату эти деньги ни к чему и что ему и меньшей суммы до конца жизни хватит с излишком, а значит половина суммы должна достаться самому Чарли. "Форрест Гамп"Главный герой страдает задержкой психического развития церебрально-органического генеза: психические функции в целом у него «созревают» замедленно, кроме того, нарушена скорость протекания психических процессов.
читать дальшеМама Форреста относится к нему с безграничной любовью и терпением; она пытается вселить в него твердую уверенность в том, что он нормальный и ничем не хуже других, потому как совершенно искренне так считает.
Окружающие по большей части относятся к Форресту и его отклонению агрессивно и недружелюбно, многие считают его «дурачком» (в школе, в колледже, в армии). Исключение составляет Дженни: ее отношение нельзя назвать недружелюбным, при этом она нередко пренебрегала Форрестом и его чувствами. Она, как и другие, считала его недалеким, не стараясь проникнуть в суть этого человека и не понимая, что у него тоже есть чувства. Пример – эпизод, где она пытается объяснить ему, что он не знает, что такое любовь.
Я считаю, что в данном фильме главный герой осознает свое нарушение (сцена, где Дженни показывает ему сына) , но не в полной мере, если можно так выразиться: возможно, он не знает, что именно у него нарушено, но при этом в курсе, что что-то не в порядке. (Ведь он произносит «Может быть, я и не такой умный, но я знаю, что такое любовь…», кроме того, он в той же сцене заранее предвидит ответ Дженни – отказ выйти за него замуж).
«Форрест Гамп» был создан для того, чтобы продемонстрировать зрителям, на что расходуют жизнь здоровые люди, без каких-либо отклонений в развитии, имеющие все шансы реализовать себя в полной мере, но не делающие этого из-за собственного пренебрежения к жизни, к здоровью и т.д. (на примере Дженни), и как проживают жизнь люди с отклонениями (на примере Форреста). Ведь при всем своем здоровье и богатстве возможностей Дженни практически всю жизнь (кроме лет, потраченных на воспитание Форреста-младшего) прожила бесцельно, то снимаясь для журналов, то становясь хиппи или наркоманкой. И параллельно с ней нам показан Форрест – человек с отклонением, который, во-первых, несмотря ни на что был гораздо больше нее «причастен» ко времени, в которое он жил; во-вторых, проявил героизм и спас жизнь нескольким боевым товарищам и своему армейскому командиру; в-третьих, сумел разбогатеть, что не под силу каждому здоровому человеку. "Запах женщины"Фрэнк, главный герой картины, страдает слепотой - это дефицитарный вид дизонтогенеза.
Семья, в которой живет Фрэнк, относится к его нарушению и к нему самому, с моей точки зрения, снисходительно и поверхностно, не особенно вникая в трагедию человека, лишившегося зрения в уже довольно зрелом возрасте. Для них он некто вроде «доброго малого» с не слишком покладистым характером (разговор племянницы Фрэнка и Чарли вначале).
читать дальшеЧарли относится к нему заботливо (например, когда он пытается взять его под руку, чтобы повести), к его отклонению – терпеливо и с некоторым уважением. В момент, когда у Фрэнка совсем опускаются руки, Чарли помогает ему преодолеть нежелание жить.
Брат Фрэнка демонстрирует противоположное отношение: он считает, что Фрэнк, лишившись зрения, получил по заслугам, он относится к его слепоте достаточно пренебрежительно, а к брату – безжалостно (когда выговаривает Фрэнку все в лицо и называет его «придурком»).
Главный герой прекрасно осознает свое нарушение – собственно, из-за этого осознания он и решает отправиться в поездку на выходные, в конце которой он собирается покончить с собой.
Этот фильм создавался для того, чтобы показать людям, оказавшимся в похожей ситуации, что и Фрэнк, что даже при утрате одной из базовых способностей организма (в данном случае – способности видеть) жизнь не замирает на месте, потому что человек не утратил способности испытывать счастье и радость (примеры – танго с девушкой в ресторане, вождение скоростного автомобиля). Если человек чувствует себя мертвым, выключенным из жизни, помочь в преодолении этого тяжелого положения может даже сторонний человек - надо только не ставить на себе крест. (Вернее, в «Запахе женщины» оба героя помогают друг другу: Чарли возвращает Фрэнка к жизни, Фрэнк благодаря произнесенной им речи в колледже помогает Чарли не оказаться стукачом; кроме того, он и до этого начинает «взращивать» в молодом человеке противостояние тем условиям, в которых тот оказался.) Кроме того, нельзя отворачиваться от семьи, обрывать все контакты с ней - к такому выводу в конце концов приходит Фрэнк и мирится с детьми своей племянницы.